Агафонова
Валентина .Анатольевна, заведующая дошкольным отделением № 1 МОУ «Янинская СОШ»
Горюнова
Марина Александровна, заведующая кафедрой математики, информатики и ИКТ ГАОУ
ДПО "ЛОИРО"
Суровцова
Юлия Владимировна, воспитатель дошкольного отделения № 1 МОУ «Янинская СОШ»
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО НАЧАЛЬНОМУ ТЕХНИЧЕСКОМУ
МОДЕЛИРОВАНИЮ С ОПОРОЙ НА МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ В КОНТЕКСТЕ ПОДХОДОВ STEAM-ОБРАЗОВАНИЯ
Стремительно
меняется окружающая нас действительность - все больше и больше в нашу жизнь
входят роботы, хотя мы не всегда это даже замечаем. Робототехника как
образовательное направление становится очень популярной на всех ступенях
образования, включая дошкольное.
Робототехника
- звучит красиво! Однако очевидно, что приобретение космического скафандра недостаточно, чтобы
стать космонавтом, так и покупка роботехнического набора не делает его
обладателя робототехником. Необходим подготовительный этап, который требует
перестройки подходов к организации работы с детьми и осмысления нового
содержания и акцентов этой деятельности. Конструирование является базовой
составляющей для дальнейшего перехода к робототехнике, когда сконструированным
роботом начинают управлять.
Несомненно,
абсолютному большинству детей нравится деятельность, связанная с конструкторами, и конструирование давно и
прочно вошло систему работы детских
садов. Конструкторов на данный момент существует множество , и их спектр
постоянно расширяется.
Что
объединяет все конструкторы? Очевидно, возможность составления из отдельных
деталей новых объектов. Также понятно, что разные конструкторы направлены на разные
цели и имеют свои особенности и преимущества. Например, конструировать из
кубиков можно в любом возрасте, но отсутствие жесткого крепления не позволяет
делать сложные объекты.
Дошкольное
отделение № 1 МОУ «Янинская СОШ»
включилось в инновационную деятельность по начальному техническому
моделированию, базируясь на успешном опыте использования конструкторов ТИКО. Детали ТИКО складываются в уникальные сложные объемные конструкции, но их непросто
скреплять между собой детям младшего дошкольного возраста.
Конструкторы
Lego очень популярны благодаря широкому спектру разновидностей деталей и
наборов, ориентированных на все возрастные группы детей - от самых маленьких до
старшеклассников, а также глубоко разработанному методическому сопровождению в
контексте STEAM-образования. Если
расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S - science, T -
technology, E - engineering, A - art и M - mathematics. В переводе с английского
это будет звучать так: естественные науки, технология, инженерное искусство,
творчество, математика. STEAM-образование основано на применении
междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех пяти
дисциплин в единую схему обучения.
Методическое
сопровождение конструкторов Lego абсолютно созвучно STEAM -подходу и включает
методические комплексы по разным направлениям - гуманитарным и техническим, при
этом интегрируя в каждой элементы развития словарного запаса и развития речи в
целом, творчества и художественного
вкуса, математического и инженерного мышления. И все это подкреплено
вниманием к здоровьесбережению детей благодаря специально разработанному
материалу для изготовления деталей, их цветовой гамме, удобству креплений и
другим неприметным вещам, которые тщательно продуманы и научно обоснованы. Все
это служит объяснением активного включения Lego-конструкторов в образовательную
деятельность детских садов.
Первоначально
в дошкольном отделении № 1 МОУ «Янинская
СОШ» планировали свою инновационную деятельность на освоения возможностей Lego
в сочетании с уже имеющимся конструктором ТИКО. Т.е. на занятиях по
конструированию предполагали использовать сразу два конструктора, интегрируя
особенности их потенциала. Год работы в этом направлении дал интересные
результаты с позиции создания разноплановых детских проектов, сочетающих
крупные конструктивные детали ТИКО и созданные из кубиков Lego основные
сюжетные элементы.
Однако,
на основе анализа работы был сделан вывод, что интеграция столь разноплановых
конструкторов представляет сложность и для педагогов, и для детей в плане
построения единых художественных композиций, разделения детей на группы по их
собственным предпочтениям, и главное - чем более глубоко ребята начинают
работать с Lego, тем сильнее ощущается разница в целевых подходах к разработке
этих конструкторов.
Анализ
ситуации стал основой принятых корректировок и смещение акцентов не на
интеграцию конструкторов, а на проектирование работы по начальному техническому
моделированию с опорой на математическую подготовку в контексте подходов STEAM-образования, что в самом упрощенном виде можно
трактовать как формирование и закрепление математических понятий на всех
занятиях, поскольку, не обращая на это специальное внимание, мы пользуемся
понятиями из математики и при подсчете слогов в слове, и в инсценировке
"Трех медведей", и на занятиях физкультурой. Смогли бы мы обойтись
"в жизни" без чисел, номеров, сравнений "больше - меньше" и
других, если бы математика, условно говоря, исчезла? При этом Lego-конструирование позволяет существенно разнообразить
виды деятельности на занятиях и повысить мотивацию детей к освоению новых
знаний.
В логике STEAM-образования математика
является одним из ключевых звеньев в получении ребенком знаний и навыков XXI
века. Математика позволяет работать с формой, цветом, количеством и другими
базовыми понятиями, необходимыми и в техническом творчестве, и в
художественном. С Lego-конструкторами
такие занятия можно спроектировать для любого возраста детей, начиная с самых
младших. Конструктор ТИКО при этом, естественно, остается в составе
предметно-пространственной среды и используется детьми как дополнительный
инструментарий, на основе которого удобно создавать шарообразные объекты,
крупные объемные геометрические формы как первые элементы знакомства со
стереометрией, говоря серьезным математическим языком. Это интересно и важно
для детей постарше.
Таким
образом, в настоящее время акцент сделан на разработку системы занятий по математике на
основе конструкторов Lego как пропедевтике
робототехники, и переходу к ней по освоения новых методик и развития
материально-технической базы детского сада.
Остановимся более подробно на подходах к
обучению математике младших дошкольников с использованием конструкторов Lego и конкретных приемах работы. У многих
детей даже младшего школьного возраста кинестетический канал восприятия
является ведущим, поэтому важно проектировать и проводить занятия по математике
с учетом этой особенности, включая в работу наборы LEGO Education. Ребенку-кинестетику
сложно только слушать объяснение и смотреть. Они долго считают на пальцах,
когда все перешли к счету «в уме». Чего только они не придумывают, чтобы скрыть
счет на пальцах: прячут руки за спину, под парту, потихоньку стучат по ней
пальцами и многое другое! У кинестетика главный инструмент восприятия - тело, а
главный способ восприятия - движение, действие. Таким детям материал дается
значительно легче, если обучение сопровождается практической работой: необходимо
все потрогать руками, сложить, собрать, сконструировать.
Конструктор LEGO является очень подходящим
материалом для целей математического развития. Интересно и увлекательно
осваивать с детьми умения группировать предметы по признакам
(свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма и размер), осваивать простейшие
закономерности: порядок чередования фигур по форме, размеру, цвету. Задания,
предложенные в методических материалах компании Lego,
дополнены разработками воспитателей детского сада. Важно отметить, что
коллективом детского сада проведена большая работа по разработке плана работы по
легоконструированию в целом и конкретных заданий, интегрированных в систему
работы на основе учебно-методического пособия «Раз – ступенька, два –
ступенька».

Дети очень любят не только решать несложные математические задачи, но и самостоятельно составлять их, связывать сюжеты задач с реальными жизненными эпизодами. В этом контексте целесообразно сочетать чтение книг и работу с LEGO. Например, сказка "Три медведя" как сюжет для изучения базовых математических понятий - великолепная основа. Сделать стульчики и кроватки, а также условные фигурки главных героев может даже воспитанник младшей группы. Изучение счета до 3-4-х, понятий "больше - меньше" и "ниже - выше" происходит в сочетании с развитием художественных и творческих способностей.
Почему мы видим перспективу развития
инновационных практик в контексте STEAM-образования?
Одним из аргументов является и большое количество глубоко разработанных
методических материалов на официальном сайте методического сопровождения
разработчиков конструктора. Обратим внимание и на наборы «Планета STEAM», пример карточки с заданиями из которых приведен
ниже:
Задания
построены так, что в контексте увлекательных сюжетных ситуаций обеспечена
возможность математического, инженерного, речевого, социально-эмоционального,
познавательного и творческого развития. И обеспечена преемственность
образовательных линий от дошкольного возраста до старшеклассников.
Среди
представленных методических материалов – «Книга для учителя», которая содержит
полный учебно-методический комплект для пошаговой реализации технологии,
которая учит строить предположения и прогнозы, вести наблюдения, решать задачи
и создавать модели, основанные на причинноследственных связях.
Обратим
внимание и на методические материалы Maker в контексте STEAM-образования.
Важен
разработанный комплект оценочного инструментария, пример которого приведен
ниже, а также развернутое описание соответствия представленных материалов
стандартам ФГОС ДО и ключевым навыкам дошкольного развития 21 века. Причем,
этот материал может также служить основой для формирования критериальной базы и
разработки детальных показателей. В качестве примера рассмотрим только одну
позицию – «Творческое и инновационное мышление»:
·
использует
широкий спектр приёмов для создания и формулирования идей (например, мозговой
штурм);
·
разрабатывает,
улучшает, анализирует и оценивает собственные идеи, чтобы усовершенствовать
первоначальную мысль и получить максимальный результат;
·
демонстрирует
в своей работе оригинальность и изобретательность;
·
разрабатывает
новые идеи и делится ими;
Такие
материалы могут служить весомым подспорьем в организации инновационной
деятельности по начальному техническому моделированию на всех уровнях – от
составления перспективного плана работы до разработки конкретного занятия.
Таким образом, разработка системы занятий
по математике с использованием Lego-конструирования через
постепенное освоение более сложных технических понятий и навыков в игре в контексте
STEAM-образования в сочетании со всеми междисциплинарными
составляющими и с активным включением
кинестетического канала восприятия представляется педагогически целесообразной,
а также актуальной в контексте
формирования современного образовательного пространства дошкольного учреждения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий