Документы

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

Председателю Комитета по образованию

администрации муниципального образования

«Всеволожский муниципальный район

Ленинградской области»,

Председателю Совета развития образования

Всеволожского района

И.П.Федоренко

 

 

ЗАЯВКА

Прошу рассмотреть заявочные материалы  МОБУ «СОШ «Янинский ЦО»  структурное подразделение дошкольное отделение    3                                /наименование образовательного учреждения (организации) – соискателя статуса/

для присвоения статуса «муниципальная инновационная площадка» для реализации  образовательного проекта  на тему:

Развитие творческих способностей  дошкольников через STEAM-проекты с элементами LEGO-конструирования

Перечень представляемых материалов:

1. Паспорт проекта

2. Пояснительная записка

3. Перспективный план реализации проекта

Руководитель

(уполномоченный представитель)     _______________      __________________                         

                                                                  /подпись/             /расшифровка подписи/

 

                                                                                  /печать



                                    ПАСПОРТ  инновационного проекта 

(название проекта)

 

Разработчик проекта

 МОБУ «СОШ «Янинский ЦО» структурное подразделение дошкольное отделение № 3

Нормативно-правовые основания проекта

1. Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155).

5. Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

6. - Информационное письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616.

7. - СанПиН 2.4.1.3049-13

Период реализации проекта

Сентябрь  2020 – август 2022

Перечень и функции участников реализации проекта

Руководитель проекта: Директор МОБУ «СОШ «Янинский ЦО»

Образовательная организация: МОБУ «СОШ «Янинский ЦО» СП ДО № 3

Тел.: 8-(813-70)- 67-020

Исполнители: руководитель СП ДО № 3 Агафонова В.А.

Научный руководитель (консультант) Горюнова М.А., заведующая кафедрой математики, информатики и ИКТ ГАОУ ДПО "ЛОИРО"

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровые ресурсы: 

11 педагогов, прошедшие повышение квалификации в рамках курсов и семинаров по актуальным темам, среди которых:

1.«Актуальные вопросы развития ИКТ: педагогические аспекты» 20.11.2018 Слушатели ЛОИРО (Горюнова М.А.) 24 часа Все педагоги

2. «Дополненная реальность и ее использование в образовательной деятельности» Слушатели ЛОИРО (Лебедева М.Б.) 36 часов Суровцова Ю.В. Кузминская Н.О.

3. «Организация консультативной помощи родителям (законным представителям  в рамках реализации проекта «Поддержка семей, имеющих детей» Агафонова В.А.

4. «Организация работы с родителями» Агафонова В.А., Кузминская Н.О., Суровцова Ю.В.

5. Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей в свете требований ФГОС ДО» педагоги ДО

6.«От Легоконструирования к Робототехнике» 31.10.2018 г. ЛОИРО Слушатели Агафонова В.А., Суровцова Ю.В

8.Семинар «Образовательная робототехника» 13.06. 2019 года  

 

Информационные ресурсы:

1. Основная общеобразовательная программа ДО разработанная на основе примерной  образовательной  программы "От рождения до школы" (под ред. Н.Е.Вераксы и др.);

2. Материалы методического сопровождения  https://education.lego.com/ru-ru

3.Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. Сфера, 2012 г. 1. «Большая книга LEGO» А. Бедфорд  - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г. 

4. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М.С. Ишмаковой  - ИПЦ Маска, 2013 г.

5. «Лего - конструирование в детском саду» Е.В. Фешина  - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.

6. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.,1956. – 257 с.                                                                         7.  Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей / С.А.– СПб. : Наука, 2010. – 195 с.                                                                                         8. Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов: учеб. метод. пос. для самост. работы студентов / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.           

А также обобщение инновационной деятельности детского сада в материалах:

1. Статья  в сборник МУ «Всеволожский РМЦ» по материалам V научно-практической конференции 26 марта 2019 года «Стратегии и практики инновационной деятельности муниципальных образовательных учреждений Всеволожского района» - «Организация инновационной деятельности по НТМ дошкольников с опорой на математическую подготовку в контексте –образования» (Горюнова М.А., Агафонова В.А., Суровцова Ю.В.)  СПБ СИНЭЛ 2020

2. Организации деятельности по начальному техническому моделированию в дошкольных группах  с использованием возможностей современной образовательной среды Агафонова В.А., Горюнова М.А., Кузминская Н.О. Сборник МУ «Всеволожский РМЦ» (в печати)

ЛОИРО «Математика как пропедевтика робототехники в детском саду» Горюнова М.А. Агафонова В.А.

3. .Всероссийский портал образования

«Начальное техническое моделирование в дошкольных группах на основе конструкторов LEGO» Агафонова В.А.

5.Портал Педагоги.онлайн «Сенсорное развитие дошкольников» Агафонова В.А.

6. «Пятое измерение» электронный журнал «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через введение в образовательную деятельность развивающих технологии  LEGO- конструирования» Агафонова В.А

 

Материально-технические ресурсы:

1) Оборудован кабинет для занятий легоконстуированием и робототехникой с компьютерами и конструкторами

2) Оборудованы LEGO центры в группах;

3)  Приобретены конструкторы:

- Наборы для конструирования «LEGO Education»– «Ферма»

- Наборы для конструирования «LEGO Education» – «Техника»

- Наборы для конструирования «LEGO Education» – «COGO CITI»

- Наборы для конструирования «LEGO Education» – «Грузовик», «Вертолет», «Машина» и др.

4) Приобретены Конструкторы  My Robot MRT 2

5) Футбольное поле с роботами (Soccer Robot 3)

6) Крупные конструкторы LEGO для малышей

7) Медиапроекторы, компьютеры, ноутбуки, колонки, доски магнитно-маркерные, флэш-носители в группах

7) Ландшафтный стол для Легоконстуирования

8) Название нового детского сада «Леголяндия», групп -  «ЛЕГОкрошки», «ЛЕГушки», «ЛЕГушата», «ЛЕГОрята», «ЛЕГОдетки», «ЛЕГОвишки»

9) В развивающей среде дошкольного отделения (фойе, кабинеты, группы,  использованы элементы декора в стиле LEGO и настенные LEGO игры)

Цель проекта

Внедрение STEM-технологии с элементами LEGO – конструирования  в образовательное пространство ДО для развития творческих способностей дошкольников и вовлечение их в научно-техническое моделирование .

Основные задачи проекта

1. Создать в ДО педагогически целесообразную  и научно-обоснованную творческую развивающую среду с акцентом на STEAM-технологии..

2. Организовать работу по STEM-проектам с элементами LEGO – конструирования 

3. Привлечь к реализации проектов не менее половины педагогов и специалистов ДО,  повысив уровень их профессиональной компетентности в направлении STEAM-технологии и Лего-конструирования.

3. Расширить спектр мероприятий с участием родителей в контексте совместного детско-родительского познавательного исследовательского творчества.

 4. Акцентировать проектную деятельность на развитие исследовательских навыков, умение сотрудничать с другими участниками проекта, и в целом, на самореализацию детей.

Продукт инновационной деятельности

1.Разработка и внедрение STEAM- проектов с элементами LEGO-конструирования  в воспитательно - образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста, и проецирование элементов данной технологии в работу с детьми младшего возраста с учетом текущего анализа положительного опыта в ходе инновационной деятельности.

2.Создание буклетов с содержанием информации об организации образовательного процесса в ДО на основе STEM технологии.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Создание в ДО педагогически целесообразной и  научно обоснованной творческой  развивающей среды.

2. Организация STEM-проектов с использованием  LEGO – конструирования.

3. Повышение квалификации не менее половины сотрудников детского сада в контексте тематики проекта.

3. Обеспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с другом и педагогом, их взаимного доверия, эмоциональной раскованности, уверенности в себе для раскрытия творческих способностей.

 4. Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации совместных мероприятий.

5. Усиление просветительской работы с родителями, в т.ч. по вопросам  STEM-образованию.

Способы распространения инновационного продукта

1.В дальнейшем, проект может быть использован другими образовательными учреждениями в качестве руководства по организации образовательного процесса в ДО на основе STEM технологии.

2. Проект будет опубликован:

-  на сайте МОБУ (Сайт МОБУ «СОШ «Янинский ЦО» -  https://ynino.vsevobr.ru/)

- в  блоге ( https://indo1ya.blogspot.com) /

- в группах «ВКонтакте»  «Леголяндия» ( для педагогов) https://vk.com/club189938656 и «Леголяндия 20» ( для родителей) https://vk.com/club193928261СМИ.

3. Публикации в СМИ (Газета «Заневский вестник»), статьи в периодической печати о мероприятиях, проводимых в рамках инновационного проекта.                                                                                                      4. Издание методических рекомендаций из опыта работы для педагогов и родителей по внедрению STEAM-проектов с элементами LEGO-конструирования для развитии обучающихся в педагогический процесс                                                                                                                                             5. Трансляция педагогического опыта на муниципальных мероприятиях (педагогические сайты, конкурсы, форумы).

6.Мастер-классы, видео-презентации                                                                                         

Риски инновационной деятельности и их компенсация

1. Неготовность и незаинтересованность педагогов в организации новых способах совместной деятельности с обучающимися. (Обучение педагогов)

2. Сложность в пополнении и обновлении ПРС в группах. (использование компьютерного класса, взаимообмен по группам,  подключение заинтересованных лиц)

3.Несоответствие содержания образовательной программы потребностям и интересам дошкольников может повлечь нежелание заниматься предложенной деятельностью. (Мониторинг и корректировка программы)

4. Отсутствие партнёрских отношений с родителями может привести к незаинтересованности родителей в совместных творческих программах. (Активизация деятельности родителей по проблеме через активные формы взаимодействия, систематическое информирование об успешности дошкольников, выражении своевременной благодарности (благодарственные письма, информирование на стендах, сайте ДО и т.д.);

Критерии и показатели эффективности проекта

Количественные критерии:

  • ПК педагогов, методист, специалисты допобразования по тематике проекта;
  • внедрение каждый год не менее одного STEAM-проекта с элементами LEGO-конструирования для развития творческих способностей обучающихся в педагогический процесс детского сада

Качественные критерии:

  • Организация условий для НТМ в ДО;
  • Совершенствование LEGO центров в группах; создание кабинета легоконстуирования с компьютерами, конструкторами и роботами,
  • развития творческих способностей обучающихся через внедрение в педагогический процесс STEAM-проектов с элементами LEGO-конструирования  

Система организации контроля за разработкой проекта и получения инновационного

продукта

1.      Мониторинг освоения приемов НТМ  детьми дошкольного возраста и  развития их творческих способностей детей

2.      Внутренний мониторинг ПРС и педагогических компетенций.

3.      Анализ и корректировка STEAM-проектов с элементами LEGO-конструирования на основе промежуточных результатов деятельности

4.      Выступления на образовательных мероприятиях разного уровня для получения внешней оценки деятельности по проекту.

5.      Организация получения обратной связи от родителей с последующим анализом и учетом в работе.

 

  

Пояснительная записка

 

        Данный проект предполагает внедрение в воспитательно - образовательный процесс ДО STEAM-проектов с элементами LEGO-конструирования, которые обеспечат развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений. Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень.

      Что такое STEАM? Если расшифровать, то получится следующее: S – science, T technology, E – engineering, A – art, M – mathematics (естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика). Сегодня STEAM-образование развивается, как один из основных мировых трендов и основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода. Обязательными условиями такого обучения являются его непрерывность и возможность взаимодействия детей в рабочих группах, где они могут аккумулировать идеи и обмениваться размышлениями. Именно поэтому, для развития абстрактного и логического мышления, мы взяли за основу любимую деятельность старших дошкольников - LEGO – конструирование.

     STEAM вдохновляет наших детей – будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров проводить исследования как ученые, моделировать как технологи, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить, как математики, и играть как дети.

Основная проблема: Проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности». Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому возникла необходимость внедрения STEAM – технологии в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству и формированию творческого мышления и воображения, так же первоначальных технических навыков.

      Актуальность проекта:

 Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей.  Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEM-технологии. Внедрение STEMпректов в ДО помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс. В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей технического мышления, развитие исследовательских, инженерно - конструкторских навыков. Благодаря STEMподходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.

 Основные ориентиры проекта:

Срок реализации проекта: 2 года (с 01.09.2020 по 01.09.2022) Участники проекта: воспитатели, обучающиеся старшей и подготовительной групп, родители

Адресация проекта:

Проект предназначен для педагогов ДО.

Типовые особенности проекта:

- По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий

 - По количеству участников: групповой.

- По продолжительности: долгосрочный.

 Особенности проекта: на уровне образовательного учреждения, межгрупповое сотрудничество.

Новизна: 

Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик и STEM - технологии c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДО.

STEAM-проекты с элементами LEGO-конструирования в игровой форме позволяют познакомить детей c моделированием при помощи конструктора ЛЕГО.

 Через эти проекты:

 -развивается способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;

 -свободное овладение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);

 -умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.

Проект реализуется в приоритетных видах деятельности детей дошкольного возраста:

 -Игре

 -Конструировании

 -Познавательно-исследовательской деятельности

 -Проектной деятельности

-Различных видах художественно-творческой деятельности.

Практическая значимость проекта

 Проект поможет на основании положительного опыта внедрения STEAM-проектов с элементами LEGO-конструирования в воспитательно -  образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста осуществить проецирование элементов данной технологии в работу с детьми младшего дошкольного возраста.

 

 

 

Перспективный план реализации проекта

«Развитие творческих способностей дошкольников                                                                              через STEAM-проекты с элементами LEGO-конструирования»

Этапы реализации проекта: (2020-2022 учебный год).

Данный проект предполагается реализовать в три этапа:

1 этап - подготовительный (сентябрь 2020 г.)                                                                                         2 этап - практический, основной (октябрь 2020 – май 2022 г.)                                                           3 этап – итоговый (май 2022 г.)                                                                                                    План реализации проекта:

Этап

Содержание этапа

Направление работы

I этап подготовительный: сентябрь 2020 года

Изучение литературы по данной теме.

Создание педагогически целесообразной развивающей среды.  Разработка программ кружковой и инновационной работы.   Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике STEAM-проектов с элементами LEGO-конструирования

Создание условий, стимулирующих детскую инициативу, творчество для совместной деятельности взрослых и детей на основе STEM-проектов  с элементами LEGO-конструирования

 

 

II этап

Практический, основной: октябрь-май 2020--2022 гг.

 

Работа с родителями:           Родительское собрание Консультация для родителей «STEAM проекты в ДО» Памятка для родителей «STEAM-образование: 11 игр для развития инженерного мышления у ребенка»                                                            Работа с педагогами:                         Консультация для педагогов «Использование STEАM образования в ДО» Информационный стенд: буклеты, памятки по данной теме.           Педсовет «Ярмарка STEАM проектов и идей»                                                           Педсовет «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка через STEAM – образование в формате ФГОС».                                               Показ НОД по данной STEАM технологии.                                                  Работа с детьми: Беседа на тему «Кто такие роботы?» Выставка поделок «Робот наш друг и помощник» Выставка «Такие разные роботы».    Презентация «Мир роботов». «LEGO - конструирование»: (конструирование из различных видов конструкторов)

Информационное сопровождение родителей обучающихся по применению STEАM проектов.                                        Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДО, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.                                     Внедрение элементов STEАM-проектов в работу с дошкольниками. Повышение у детей образовательной мотивации, развитие творческих способностей, формирование исследовательских навыков, самореализации детей.                        Дать представления о STEАM-технологии и методах работы в ДО          Информационное сопровождение педагогов по данной теме.                                   Подбор, накопление и систематизация материалов для реализации образовательных модулей.                       Формирование у детей навыков взаимодействия со сверстниками, проявления инициативы, толерантности, взаимопомощи.

III этап аналитический: май 2022 г.

 

Подвести итоги работы по проекту в виде:                                                                           - диагностики детей,                                                      -  анкетирования родителей «Применение STEАM -проектов в воспитании ребенка в ДО и семье».                  - родительского собрания «STEAM – проект как форма развития творческих способностей и вовлечение в научно-техническое творчество дошкольников». -презентации проектов на педсовете ДО.

Производить обмен материалами из опыта работы по проекту через информационные ресурсы. Анализ результатов работы по внедрению технологии в организацию образовательной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Создание в ДО педагогически целесообразной, научно-творческой, развивающей среды.

2. Организация работы по разработке и внедрению STEAM-проектов с элементами LEGO-конструирования

3. Обеспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с другом и педагогом их взаимного доверия, эмоциональной раскованности, уверенности в себе.

 4. Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации совместных мероприятий.

5. Родители обучающихся познакомятся с информацией по STEАM-образованию.

Предполагаемые продукты:

  1. Разработка STEAM-проектов с элементами LEGO-конструирования

2. Создание буклетов с содержанием информации об организации образовательного процесса в ДО на основе STEАM-проектов.

4.Конспекты НОД.

Перспективы распространения проекта:

1.Инновациооный проект может быть использован другими образовательными учреждениями в качестве руководства по организации образовательного процесса в ДО на основе STEAM-проектов с элементами LEGO-конструирования

2. Проект будет опубликован на сайте МОБУ, блогах, группах ВКонтакте, в СМИ.

 3. Трансляция педагогического опыта на муниципальных мероприятиях.

 

Организация экспериментальной (инновационной) деятельности

в Муниципальном общеобразовательном учреждении

«Средняя общеобразовательная школа «Янинский Центр образования» СП ДО № 3

(наименование учреждения)



Инновационные образовательные проекты

 

Региональная инновационная площадка

Создание условий психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) детей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Научный консультан: Тимофеева Н.В., доцент каф. дошкольного образования ЛОИРО

Распоряжение КОиПО ЛО от 21.03.2019 № 638-р по декабрь 2021 (распоряжение КО от 15.05.2019 № 539)

март 2019

- август 2022

Муниципальная инновационная площадка

STEAM-проекты с элементами Лего-конструирования для раннего математического и инженерного развития обучающихся

Научный консультан:

Горюнова М.А., заведующая кафедрой математики, информатики и ИКТ ГАОУ ДПО "ЛОИРО"

Распоряжение КО от 24.08.2020 № 560

сентябрь 2020-август 2021


Комментариев нет:

Отправить комментарий